Где отдохнуть  в январе феврале марте апреле мае июне июле августе сентябре октябре ноябре декабре Где отдыхать с ребенком

Страны в Интернете: рассказы о путешествиях

Туры | Рассказы о путешествиях. Конкурс рассказа | Контакты |

Южная Корея
Эквадор
Япония

Латвия. Неделя в Старой Риге за 50 евро!

Куда поехать отдыхать в апреле за границу

Куда поехать отдыхать
в мае за границу

с ребенком

Неделя в Старой Риге за 100 евро! Teddy Bear хостел, Латвия

Рассказы, отзывы туристов о разных странах.
Конкурс рассказа

Марина Галкина
Одна на краю света
Пешком, на байдарке, на каяке, на попутных самолетах и
вездеходах - тысячи километров тундры, тайги, гор и рек

Через всю Чукотку

и транспортный
путеводитель

На Соловки

Здравствуйте, уважаемые читатели! Если вы решили посетить Карелию (и Соловки в том числе), то, возможно, мой рассказ окажется вам полезным.

Это уже не первое наше путешествие в Карелию, а точнее – третье. Первое знакомство с этим прекрасным краем состоялось зимой 2008 года – тогда мы купили турпутевку на время рождественских праздников. Вторая поездка была уже в конце лета 2008 года – мы путешествовали на своей машине, с заездом (а точнее, заплывом) на Валаам. И вот мы снова собрались в путь – я, Леша и наши друзья – Серега и Денис. В этот раз мы решили добраться до Соловков, преодолев 1500 км в один конец на нашем ИЖ ОДА. Как и в поездке на Валаам, наша машинка нас не подвела, несмотря на свой 10-летний возраст. Главное, хорошенько проверить и подремонтировать ее перед дорогой, и тогда она даст фору практически любой иномарке в плане проходимости и ремонтопригодности прямо на дороге.

Подготовка.

Время для поездки мы выбрали такое же, как и в прошлом году – конец августа и начало сентября. В это время гостиницы и турбазы уже не забиты народом, больше свободных экскурсоводов (по возможности мы старались не присоединяться к тургруппам, а брать индивидуальные экскурсии), при фотографировании достопримечательностей реже попадают в кадр случайные люди – для меня как для фотографа это вопрос принципиальный. Да и комары не докучают (хотя бывают исключения, как в этот раз). В конце августа еще вполне можно застать чернику и голубику, а в начале сентября уже краснеет брусника – вкусная и наиполезнейшая и ягода.

Нынешняя наша поездка была тщательно продумана – во многом, конечно, благодаря прошлогодней – мы уже знали, какие вещи нам точно понадобятся, а какие можно смело оставить в Москве. В машине место было строго ограничено, поэтому практически каждая вещь проходила проверку на «профпригодность». Отбор однозначно прошли : топор, железный чайник, коптилка для рыбы, удочки, высокие резиновые сапоги, кипятильник, плотно закрывающиеся емкости для ягод и грибов – обычные пластиковые баклажки из-под покупного шашлыка (при необходимости они также служили емкостями для набора, хранения и кипячения воды, для складирования недоеденных кусков, для разведения каши из пакетиков и т.п.), и пластиковое легкое (и тоже многофункциональное!) ведро. Еще мы взяли пару 5-литровых канистр из-под покупной воды – собрав бруснику, ее можно тут же залить водой и герметично закрыть, она спокойно будет ездить с вами не один день. А дома, поставив канистру в прохладное место на месяцок, получите отличные моченые ягоды (только не забудьте в воду добавить несколько столовых ложек сахара). Немаловажным предметом в подобных поездках я считаю зонт – в Карелии погода меняется каждые 15 минут – только что на небе не было ни облачка, и вдруг уже моросит дождик… Зонтом можно быстренько накрыть походный стол с едой, а на пеших экскурсиях он просто незаменим, так как дождь может идти не один день подряд. Если собираетесь включить в свою поездку передвижение на плавсредствах (я не про байдарки !), то стоит взять с собой головной убор для защиты от ветра и таблетки от укачивания.

Удобная, износостойкая обувь – залог хорошего настроения, если вы собираетесь много времени посвятить пешим прогулкам и сбору ягод-грибов.

Про фотоаппарат я уже не говорю – этот предмет для меня всегда является номером один во всех поездках. Было взято два фотоаппарата – «зеркалка» для качественной съемки красивостей и «мыльница» для съемки видюшек и запечатления нас любимых в различных ситуациях. За сохранность и использование «мыльницы» отвечал Леха, я – само собой, за зеркалку. А нужно было бы мне и за «мыльницей» приглядывать… Но об этом позднее.

Заранее по интернету были найдены турбазы, на которых можно было бы остановиться, и достопримечательности, которые стоило бы посетить. На всю поездку мы отвели около двух недель – больше не позволяли обстоятельства. На дорогу до Соловков мы прикинули 3 дня, на пребывание на Соловках – 4-5 дней, на дорогу с Соловков до турбазы, где собирались потом отдохнуть – 1 день, на саму турбазу – 4-5 дней. Целью нашей поездки было узнать что-то новое, побывать на эксурсиях, ну и по лесу походить за грибами-ягодами, порыбачить – какая же Карелия без этого! В общем, отдохнуть разносторонне, что нам удалось сделать на все 100%.

Я никогда не ездила так далеко на машине, и мне казалось тогда, что Соловки – это край земли. Я много про них читала, но хотелось ощутить самой, прочувствовать это место, о котором столько написано, и куда туристы и паломники едут со всего света.

Предисловие закончено. Скажу сразу – я не буду выкладывать здесь подробные исторические справки и описания мест, где мы побывали – все это при желании можно найти в интернете. Я постараюсь описать свои личные ощущения от поездки и, по-возможности, остановиться на каких-то моментах, которые, вероятно, не описаны в интернет-статьях, но будут полезны и интересны начинающим туристам. Да и требовать с меня какой-то объемной информации нельзя, потому что основное, чем я занималась в поездке – это фотосъемка, и слова экскурсоводов очень часто до моих ушей просто не долетали.

1 день. Выезжаем из Москвы в 6 утра – если припоздниться, начнутся пробки, а это нам было совсем не нужно. Сегодня мы должны проехать 850 км до города Олонец, в котором есть несколько гостиниц на выбор для ночевки. Сначала мы заехали за Серегой на дачу (это около 100 км по Новой Риге), а потом поехали в сторону Клина (точнее, это мы так думали, а на самом деле ехали в противоположную сторону). Пока очухались и вернулись обратно, потеряли около часа. Неприятности на этом не закончились.

Из Клина выехали примерно в 10.30 и поехали по Ленинградке. И тут на 372 км нас тормозит наша доблестная милиция и отбирает права за то, что мы, обгоняя фуру, не успели завершить маневр и немного проехали по встречке. Дорожная разметка в этом месте не соответствует ГОСТу, а машины ГАИ, как оказалось потом, стоят на этой горке не один год. Комментарии излишни. К слову сказать, начиная с Тверской области и до самой Карелии, практически каждые 10 км попадаются хорошо оснащенные засады, так что скоростной режим там лучше не нарушать и не выезжать на встречку в неположенных местах. Правда, в этих засадах есть свои плюсы – на дороге практически идеальный порядок, какой редко можно увидеть даже в Москве. В общем, в дальнейший путь мы отправились со справкой и изрядно подпорченным настроением, потеряв на переговорах со стражами порядка еще около часа.

По Ленинградке доехали до поворота на Кириши ( в деревне Зуево) и двинулись по трассе А 115. Доехав до реки Волхов, остановились около плотины полюбоваться на величественную, широченную реку и сфотографировать ее и не менее величественные промышленные гидросооружения.

Волховская ГЭС

Миновав старинный город Волхов, выезжаем на трассу М 18 и двигаемся в направлении Мурманска. Огибаем Лодейное Поле, темнеет. До Олонца остается совсем немного, когда мы наконец-то решаем сделать остановку и хорошенько подкрепиться – но не просто так, а обязательно с костром и с купанием в озере. Километров за 20 до Олонца углядели озеро недалеко от дороги и решили остановиться здесь. Ребята тут же побежали купаться. Уровень воды в озере вровень с травянистым берегом, глубина сразу же около трех метров – это было для них неожиданностью, и они все ныряли и меряли глубину в разных местах. Водичка была градусов 12. Обсохли. Поужинали чем Бог послал – пиццей с ананасами, захваченной из Москвы, и жареными на костре сосисками. Выпили чайку из чистейшей озерной водицы.

Серега первый раз в жизни увидел, как растет брусника – его восторгу не было предела. Помню, такие же чувства испытала я в прошлом году – одно дело, когда видишь картинки брусничных кустиков в книжке или на рынке россыпь уже собранных ягод , и совсем другое – увидеть, как зеленым ковром кустики покрывают землю, и собственноручно собрать горсть созревающих жестковатых шариков с горько-сладкой мякотью.

После привала продолжаем свой путь. Время – десять часов вечера, но мы удивительно бодры. Несмотря на долгий и утомительный переезд, совсем не хочется спать, и мы весело болтаем на тему «а почему бы нам не ехать всю ночь?».

Эту мысль мы все же отмели, так как отдыхать надо по-любому, в конце концов, даже из соображений безопасности – ведь на дороге нет ничего хуже невыспавшихся водителей.

И вот мы в Олонце – город небольшой, все гостиницы находятся на соседних улицах. Первая же из нашего списка, «Олония», нас вполне устраивает. Мы взяли четырехместный номер (да, такие тоже бывают!), ценой около 2 тысяч рублей. Вообще, на протяжении поездки мы старались брать самое дешевое проживание, но не экономить на экскурсиях. Первый день нашего путешествия закончился.

2 день. Утром мы миленько позавтракали кашкой из пакетиков и пошли покупать карельские сим-карты, чтобы в Москву было звонить подешевле. Правда, мы не учли, что Соловки – это уже не Карелия, а Архангельская область, поэтому разговоры оттуда обходились нам по московским ценам.

Сегодня в наших планах было посетить турбазу, которую я приглядела по интернету для отдыха на обратном пути с Соловков. От Олонца до нее около 50 км, называется турбаза «Лесное озеро». Она понравилась нам с первого взгляда.

Недалеко от въезда на ее территорию вся земля по обе стороны дороги была устлана черничником – а это именно то, что нам будет нужно в конце поездки. Маленькие бревенчатые коттеджи казались издалека игрушечными уютными домиками. Мы внесли предоплату, полюбовались великолепным видом с холма на озеро – ну просто райский уголок!

Теперь нам предстоял путь длиной около 200км, до следующего перевалочного пункта ― турбазы «Сандал». Но сначала мы решили заехать на водопад Кивач в одноименном заповеднике.
Проезжаем мимо Петрозаводска, в районе Шуйской сворачиваем на трассу Р-15. Едем мимо Кондопоги и, не доезжая несколько километров до населенного пункта Сопоха, сворачиваем налево, к заповеднику. На этом знаменитом водопаде мы уже были зимой, а теперь хотели посмотреть, как он выглядит летом. Кивач ― самый большой равнинный водопад Карелии, его название можно перевести как «снежная гора». Некоторые туристы бывают разочарованы, увидев вместо бурного каскада относительно спокойную воду (если слово «спокойный» вообще применимо к водопаду). Не стоит забывать, что это все-таки равнинный водопад. Если же вы хотите увидеть Кивач на максимуме его силы, приезжайте сюда весной, когда вскрывается лед, и талая вода в огромных количествах устремляется вниз.

Летом заповедник закрывается для посетителей в 8 часов вечера, и нам нужно было спешить, так как мы хотели не только полюбоваться водопадом, но и посетить Музей Природы, расположенный рядом.

К моему фотографическому сожалению, начало смеркаться, и лучи заходящего солнца уже не играли в струях водопада. Тем не менее, я все-таки сделала несколько кадров, с твердым решением приехать сюда еще и завтра утром.

После этого мы зашли в Музей Природы, и я сфотографировала экспозицию с животными ― точнее, с их чучелами. Все чучела собраны в оригинальную композицию, олицетворяющую жизнь диких обитателей в карельском лесу. Ни одно животное не было убито специально для изготовления чучела, все они умерли в заповеднике естественным путем ― от болезни, старости или оставшись без присмотра сородичей. Экспозиция эта маленькая, но очень занимательная, и будет интересна и детям, и взрослым.

Сам музей представляет из себя небольшой домик с несколькими комнатами, в котором собрано много разнообразных экспонатов ― срезы деревьев с ходами разных жучков, фотографии Кивача в разное время года, коллекции жуков и бабочек, фотографии растений Карелии и еще много интересного. Периодически здесь проходят выставки детского рисунка на тему о природе. Возле Музея Природы растут карельские березки ― это дерево занесено в Красную Книгу. Карельская береза растет очень медленно, имеет узловатый и сильно искривленный ствол, древесина у нее очень прочная, на срезе ― крапчатая или с прожилками, которые образуют своеобразный рисунок, обусловленный генной мутацией. Древесина карельской березы очень ценная, и сувениры из нее, соответственно, тоже недешевые. В самом музее и при входе в заповедник продаются сувениры на любой вкус, есть кафе (куда ж без него), где можно попробовать калитки ― национальное карельское блюдо из ржаной муки с начинкой из картошки или пшена.

От Кивача до турбазы «Сандал» около 10 км. Сначала мы проскочили нужный нам поворот, но со второй попытки все же нашли его. Турбаза небольшая, стоит на берегу очень красивого озера Сандал, входящего в десятку чистейших озер Европы. Нас заселили в комнату на четверых (три основных места и одно дополнительное). С балкона, который есть в каждом номере, открывается великолепный вид на озеро.

Ребята тут же побежали закидывать удочки. Это у них было что-то вроде болезни ― купаться и рыбачить во всех попадающихся на пути водоемах, начиная с какой-нибудь ламбушки (так называют небольшие карельские озера) и заканчивая Белым морем. Они и в Киваче хотели форель поймать, да только это заповедник и рыбачить там запрещено.

Я увидела, как солнце заходит в воду на другом краю турбазы, и побежала туда со всех ног ― у меня было всего несколько минут, чтобы запечатлеть этот момент. Самый красивый вид на заход солнца открывается с мостков около бани – туда я и помчалась с фотоаппаратом на шее, распугивая немногочисленных отдыхающих.

На мостках я познакомилась с банщиком, и у нас тут же нашлась тема для разговора ― он тоже любит фотографировать, и собаки у нас, как оказалось, одной породы. Полчаса разговоров «за жизнь» - и вот уже банщик предлагает нам (ну в смысле мне и ребятам) бесплатно попариться в бане. Я сбегала за ребятами и сообщила им радостную новость, но сама не пошла ― плохо жару переношу. Немного, правда, позавидовала, когда они из жаркой парилки прыгали в темноте в освежающую воду и издавали всяческие звуки от удовольствия.

День 3.
Продолжение на сайте:

Все фотографии из этой поездки вы можете посмотреть здесь:

Автор:  Лукина Яна

Рассказы по теме:

Великий Новгород – Валдай – Саблинские пещеры. Автор Коровка Елена
Путешествие из Москвы в Чертово Городище. Автор Коровка Елена
Наша поездка на Алтай по "местам силы"
Узкоколейная железная дорога Оха - Ноглики  Автор С. Болашенко
Страна Камчатка
Карымский вулкан – осень 2008
Никандрова Пустынь
Рассказ о Валдае
Суббота в Пушкинских Горах. Автор Варежковна Шубинда
Рассказ 'Шкаф'. Автор В.Кузин
На Соловки
Поход в Шиловку или два дня из другой жизни
Не перестающие удивлять… (Байкал)
Здесь прячется душа (Кавказ, Кабардино-Балкария)